top of page

Начало долгого пути

В первые же дни войны в Костроме, других городах, в поселках городского типа, во многих селах и деревнях, на фабриках и заводах, в машинно-тракторных станциях (МТС), леспромхозах, в учебных заведениях состоялись массовые митинги протеста против фашистской агрессии, прервавшей мирный труд людей. Рабочие, крестьяне, интеллигенция, студенты, учащиеся гневно осуждали вероломство немецких захватчиков и с большим патриотическим подъемом выражали решимость бороться с врагом. «Мы готовы по первому зову правительства, – заявили на митинге рабочие фабрики «Знамя труда», – встать на защиту нашей социалистической Родины и твердо уверены в том, что зарвавшийся фашизм будет разбит и уничтожен».

В первый же день войны в европейской части страны вводится военное положение и объявляется мобилизация граждан 1905-1918 гг. рождения по 14 военным округам, в том числе и в Московском, в состав которого входили Кострома и районы нынешней Костромской области.

Не дожидаясь призыва, тысячи людей разных возрастов в Костроме и районах обращались в горком, райкомы партии и комсомола, райисполкомы, военкоматы с просьбой послать их на фронт. Нельзя без глубокого душевного волнения читать письмо электромонтера костромского фанерного завода Виктора Фукса, направленное им в горком партии. «Моя воинская специальность, – писал рабочий, – воздушный стрелок-радист. Я с глубоким возмущением услышал по радио о нападении на наши священные границы фашистской своры... Клянусь, что скорее отдам жизнь, чем позволю топтать фашистскому сапогу землю моей любимой Родины».

В первые месяцы войны в Костроме были проведены восемь партийных мобилизаций. На фронт ушли 2 тыс. коммунистов – почти половина всего состава городской организации. Прошли мобилизации коммунистов и в сельских районах. От 50 до 75% своего состава направили на фронт красносельская, нерехтская, судиславская, нейская и другие организации. Всего за годы войны в нашем крае прошло 15 партийных мобилизаций.

В первые же дни войны на фронт ушли свыше 32 тыс. комсомольцев-костромичей.

Под руководством центральных и местных партийных и государственных органов началась перестройка всей жизни на военный лад. Уже в первые месяцы войны Ярославская область и Кострома с прилегающими районами, входившие до августа 1944 г. в ее состав, оказались прифронтовыми. Возникла необходимость организовать в Костроме городской комитет обороны. Как сообщала 29 октября 1941 г. газета «Северная правда», в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) и в интересах сосредоточения всей гражданской и военной власти и установления строжайшего порядка в Костроме и прилегающих к ней районах был создан Комитет Обороны г. Костромы. Его председателем стал секретарь горкома ВКП(б) Б.А. Новожилов. В состав Комитета вошли председатель исполкома городского Совета А.П. Виноградов, начальник горотдела НКВД М.М. Лебедев, комендант г. Костромы Н.Н. Рудницкий.

Комитет руководил обороной города и созданием боевых формирований. Для охраны предприятий и учреждений был организован истребительный батальон. Стало формироваться народное ополчение, в ряды которого записалось около 8 тыс. жителей города. Из Костромы и 11 районов 40 тыс. человек в труднейших условиях, подвергаясь налетам вражеской авиации, строили оборонительные сооружения под Москвой, Ленинградом, Рыбинском, в Калининской области и других местах.

С осени 1941 г. было введено всеобщее обязательное военное обучение населения. При военкоматах и на предприятиях стали действовать пункты всевобуча. Военное обучение проводилось и в учебных заведениях. В Костроме и районах области развернулась подготовка автоматчиков, минометчиков, снайперов, шоферов, лыжников, медсестер.

 

По материалам Книги Памяти Костромской области

Please reload

bottom of page