Кострома победная
Всем, кого коснулась война, посвящается...
Легендарная Ярославская коммунистическая
Значительным событием в жизни нашего края стало формирование грозной осенью 1941 г. Ярославской коммунистической дивизии. В те дни над Москвой нависла смертельная опасность. Стала прифронтовой и наша область. Все чаще в городах звучали сигналы воздушной тревоги. Надвигалась угроза оккупации западных районов области. Именно в те дни от коллективов Костромского льнокомбината имени В.И. Ленина и крупнейших предприятий Ярославля и Рыбинска поступило предложение сформировать из добровольцев, коммунистов и комсомольцев дивизию для защиты военных объектов области. С такой просьбой и обратился Ярославский обком партии в Государственный Комитет обороны (ГКО). Разрешение сформировать одну сверхплановую стрелковую дивизию было дано 15 октября 1941 г. Это известие вызвало в области большой патриотический подъем. На прошедших тогда в Костроме и районных центрах митингах и собраниях многие заявляли о своем желании вступить в Ярославскую коммунистическую дивизию. В первые же дни подали заявление о зачислении в дивизию 74 студента Костромского текстильного института, пришли добровольцы-студенты индустриального техникума и учащиеся десятых классов школ Костромы. Всего в ней было 644 добровольца из Костромы, 293 – из Буйского, 224 – из Нерехтского, почти 90 человек из Солигаличского районов. Костромичей насчитывалось в дивизии более 3 тыс. человек. В основном из представителей нашего края был сформирован 1350-й стрелковый полк, который называли Костромским.
Много сделали для скорейшего формирования дивизии, обучения н воспитания ее личного состава первый командир полковник Федор Антонович Ламинский н наш земляк, уроженец Галичского района, секретарь обкома партии Михаил Павлович Смирнов, ставший комиссаром дивизии.
Свою лепту в обеспечение дивизии вооружением, обмундированием н продовольствием внесли и костромские предприятия и колхозы. Из местных работников подбирались н командно-политические кадры.
В канун Нового года дивизия выехала на фронт, под Москву. В начале января 1942 г. она прибыла в район станции Одинцово, имея задачу прикрывать Москву на случай прорыва немцев. Ей присвоили номер и наименование – 234-я стрелковая дивизия.
Когда опасность прорыва противника миновала, ее направили в состав 4-й ударной армии на Калининский фронт. С большими трудностями она в начале марта прибыла к месту назначения и заняла оборону в районе небольшого городка Велижа в Смоленской области на берегу Западной Двины.
В тяжелых боях на Смоленской земле (на большаке Белый – Пречистое – Духовщина) за деревни Милютино, Узвоз, Гаврово, Савостино, Заречье, Воронцова и другие населенные пункты особенно отличились 1342-й и 1350-й стрелковые полки дивизии. В этих боях геройски погибли многие бывшие студенты Костромского текстильного института, сражавшиеся в составе 6-й роты 1342-го и 5-й роты 1350-го полков. Величайшее самопожертвование проявил боец 1350-го полка Сполохов из Солигаличского района, пытавшийся гранатой подавить огневую точку врага. Боец этого же полка, уроженец Чухломского района, Николай Чечулин, пробравшийся под покровом ночи к вражескому блиндажу, забросал его гранатами, уничтожив около двадцати немцев. Исключительный героизм проявил галичанин Касаткин, первым поднявшийся в атаку и ценой своей жизни увлекший за собой всю роту. Никанор Николаевич Смирнов из Судайского района остался прикрывать отход своих товарищей, получил ранение и попал в плен, где был зверски замучен фашистами. Немало рассказов было в дивизии об удали и ловкости старшины Алексея Ушанова из Сусанинского района, бесшумно снимавшего часовых н доставлявшего «языков». К сожалению, в одном из боев он получил тяжелое ранение и был отправлен в госпиталь.
На ратные подвиги бойцов вдохновляла забота своих земляков, присылавших в дивизию новое пополнение, продовольствие, теплые вещи и сердечные письма.
Летом 1943 г. дивизию значительно пополнили свежими силами н боевой техникой. Ее готовили к крупной операции. 13 августа началось мощное наступление, продолжавшееся месяц. За время этих кровопролитных боев дивизия освободила более 60 селений, в том числе крупные опорные пункты: Ломоносово, Отря, Береснево, Акатово. Бои под Духовщиной открывали дорогу на Смоленск. За освобождение важного населенного пункта Ломоносова Пречистенского района приказом Верховного Главнокомандующего от 19 сентября 1943 г. 234-й дивизии была объявлена благодарность н присвоено почетное наименование – Ломоносовская.
К этим боям дивизию готовил ее новый командир полковник Степан Ильич Турьев, сменивший на этом посту Ф.А. Ламинского, получившего тяжелое ранение. После сентябрьских боев дивизия тепло проводила своего первого комиссара и заместителя командира по политчасти М.П. Смирнова, уезжавшего к новому месту службы. Он стал заместителем начальника политуправления Степного, а позже – 2-го Украинского фронта.
С октября 1943 г. по февраль 1944 г. дивизия вела ожесточенные бои на Витебском направлении. В сентябрьские дни 1944 г. в составе 47-й армии 1-го Белорусского фронта она штурмовала предместье Варшавы – Прагу, превращенную немцами в крепость. За ее освобождение дивизия удостоена второго почетного наименования – Пражская.
В 1945 г. дивизия участвовала в Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях. За мужество н стойкость в этих боях дивизия награждена орденами Александра Суворова н Богдана Хмельницкого. Войну она закончила в составе 61-й армии 1-го Белорусского фронта на Эльбе. Последним ее командиром был полковник Афанасий Иванович Селюков, по словам сослуживцев, образованный и опытный офицер, хорошо знавший тактику наступательных боев.
В июне 1945 г. дивизия, как выполнившая свое назначение, была расформирована. Часть ее солдат и офицеров остались служить в новых войсках, другие уезжали домой. Сердечно, цветами и радостными улыбками, крепкими объятиями и поцелуями, со слезами на глазах встречали летом 1945 г. ярославцы и костромичи своих героев.
По материалам Книги Памяти Костромской области